Позвонил одной родственнице. Она с самого начала поддерживала Путина. Выяснилось, что она решила идти за фюрером до конца: она поддерживает не только «спецоперацию», но и мобилизацию.
Эта родственница никогда не входила в мой круг общения; я бывал у неё, самое большое, раз в сезон, а потом, много лет не имея возможности вернуться в родной город, был лишён и возможности поддерживать с ней какую-либо связь. Но всё-таки эта родственница была частицей моего детства, и год назад я восстановил с ней некогда утраченную связь. Общаясь с ней несколько раз за минувший год, я подметил в ней всё более отчётливо вырисовывающийся цинизм. Надо отдать ей справедливость: её нервной системе, её непрошибаемости может позавидовать любой полицейский. Но меня обезоружил тот патологический цинизм, с каким она отвечала на мой вопрос об её отношении к частичной мобилизации: «Ну, а что делать?» Задаю ей вопрос: не боится ли она повторения афганского синдрома, притом в больших масштабах? Ответ: «Нет, не боюсь». Последней её репликой явилось: «Чего ты хочешь от меня?» На что я ей сказал: «Теперь, когда вы окончательно раскрылись, я от вас ничего не хочу. Вы фашистка. До свидания, и на этот раз навсегда».
Нет, я не рассчитывал, что она расстроится. Я назвал вещи своими именами и обозначил своё намерение так, как оно есть. Уж где-где, а в данном случае у меня не было особых поводов для личной ненависти. Но давно я не испытывал ни к кому этого чувства в такой степени, как сегодня.
У меня не было детства; были лишь отдельные хорошие моменты, как правило, тогда, когда мать водила меня к своим более благополучным подругам и родственницам. Были и другие отдушины, которые я сам приобрёл, уже будучи подростком; как правило, это были взрослые люди, к которым меня в то время тянуло; к сожалению, впоследствии они исчезли или их координаты были мной безвозвратно утеряны. Остались единицы. И вот теперь не осталось ничего от моего прошлого. Не осталось ничего, что бы морально связывало меня с этой умирающей страной.
Будущее туманно. Но вся надежда на него. И связано оно со всем миром.